Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования
Понятие «функциональная грамотность» было впервые употреблено в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране. И тогда под термином понимали совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Другими словами, навыки и умения, необходимые каждому для жизни в современном обществе и стремительно меняющемся мире.
Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках.
При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.
Именно оценка уровня функциональной грамотности школьников лежит в основе Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Исследование проводится Организацией экономического сотрудничества и развития каждые 3 года. Первый цикл исследования был осуществлен в 2000 году, Россия принимала участие во всех циклах исследования.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- МП РФ Распоряжение от 12.01.2021 № Р-6 Об утверждении МР
- МП РФ письмо от 26.01.2021 № ТВ-94 — 04 Об электронном банке тренировочных заданий
- МП РФ письмо от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- МП РФ приказ от 31.05.2021 № 286 Об утверждении ФГОС НОО
- МП РФ приказ от 31.05.2021 № 287 Об утверждении ФГОС ООО
- МОНиМП КК приказ от 21.09.2021 № 2979 Об организации работы по повышению ФГ в ОО КК
- МОНиМП КК приказ от 01.12.2021 № 3590 О внесении изменений в приказ № 2979 от 21.09.2021
- УОН приказ от 27.11.2020 № 1258 Об утверждении перечня мероприятий по повышению ФГ в ОО в 2020 — 2021 году
- УОН приказ от 06.12.2021 № 1712 О внесении изменений в план по развитию ФГ (обновленный)
- Приказ от 17.12.2021 г. №280 О внесении изменений в приказ от 12.10.2021 г. №239 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году»
- Приказ УОН от 23.11.2022 № 1858 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций
- Приказ УОН от 02.12.2022 № 1944 О проведении тематических недель по ФГ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно познакомиться на официальных сайтах:
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Информационные материалы доступны для скачивания по ссылке: https://minobr.krasnodar.ru/presscenter/news/uroven-funktsionalnoy-gramotnostishkolnikov-odin-iz-pokazateley-kachestva-obrazovaniya/
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Письмо УОН от 12.10.2021 «О развитии функциональной грамотности обучающихся в общеобразовательных организациях»
- Приказ УОН №1359 от 11.10.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
- Приказ УОН от 06.12.2021 № 1712 О внесении изменения в приказ УОН от 01.12.2021 №3590 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций города Сочи»
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ШКОЛЬНОГО УРОВНЯ:
- Приказ от 03.12.2022 г. № 321 О проведении тематических недель по ФГ
- Приказ от 23.11.2022 г. №312 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся
- План по функциональной грамотности на 2022-2023 уч. год
- Приказ от 12 октября 2021 г. «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году»
- Приказ от 17.12.2021 г. №280 О внесении изменений в приказ от 12.10.2021 г. №239 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности в 202102022 учебном году»
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
- Информация об утвержденных планах мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ:
Компетенции 4К — формирование и оценка на уроке
Примеры открытых заданий PISA
Сборник информационных и методических материалов для педагогов
Уроки формирования функциональной грамотности (по ФГОС общего образования)
Функциональная грамотность в контексте национального проекта Образование
Функциональная грамотность ВЫЗОВЫ И ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ_Креативное мышление
Функциональная грамотность-активный путь
Что значит Быть грамотным — методические рекомендации для детей и родителей
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности